5 антиалкогольных кампаний. Сухой закон Николая II.

Николай II трезвенником не был и по-гвардейски «слегка надрызгаться» всегда любил. Обычно он пил пару рюмок водки или мадеры во время обеда. Любил отечественное шампанское «Абрау-Дюрсо», портвейн и сливовицу великого князя Николая Николаевича. Что не помешало ему ввести полный запрет производства и продажи всех видов алкогольной продукции.

За два предвоенных года потребление водки выросло на 17%. Общественное мнение хотело не просто ограничить торговлю, а полностью её запретить. Что и сделал Николай своим указом, несмотря на заложенный в бюджет доход от винной монополии в 1 миллиард рублей. Сначала запрет был введён на время мобилизации, а потом на всю войну. В итоге запрет продержался до 1920-1923 годов.

Среднее потребление алкоголя достигло уровня 1913 лишь в 1960-ых. Крепкие напитки продавались лишь в ресторанах. Хотя сухой закон можно было обойти, как всегда, через самогоноварение и потребление суррогатов, но среднее потребление на человека уменьшилось более чем в 10 раз. Резко уменьшились количество преступлений, самоубийств, психически больных на почве алкоголизма. Увеличилась производительность труда и снизился травматизм на предприятиях.