Кто такие медведи

«Однажды осенью охотник, сбившийся с пути, увидел след медведя. В надежде убить медведя долго шел по этому следу, пришел к берлоге. Пытался копьем, затем сваленной лиственницей достать зверя, но берлога оказалась очень глубокой. Вошел в берлогу, идя в ней дальше, оказался на светлом месте у людского жилища. Там было много людей которые к нему хорошо отнеслись.

С наступлением весны хозяева жилища ожидали прихода людей из низовской земли. Одному из младших, который прежде в гости не спускался, предложили выйти — тот отказался, побоявшись боли, оттого что люди копьем ему в животе вертеть будут. Все его порицали за трусость, но он не вышел. Тогда жена его старшего брата, взяв одну из шкур, надела ее на себя — стала медведем.

Спустилась к выходу, ударила по краю берлоги, затем, когда нивхи с копьями приготовились, вышла наружу. Несколько раз ее копьями кололи, но и копья у некоторых нивхов (у трусливых) ломались, и медведица оказалась крепкой Тогда ее муж, обратившись к ней из берлоги. приказал ей поддаться: она упала, и ее убили. Разрезали; поджарив, ели. Герой, видя каким-то образом всю эту сцену, подумал, что «медведь — тоже человек» и что нивхи едят мясо людей, похожих на них. Через 4 дня та женщина с четырьмя собаками и с большой котомкой поднялась в гору. Позднее, в ту же весну, она объяснила герою, что он не заблудился, но горные люди специально его запутали, чтобы к себе привести, чтобы он узнал их законы. Сказала ему, хотя они — медведи, горные люди, но не надо их считать иными людьми. Мужчин назвала его старшими братьями, а себя его женой. Повелела ему в свое селение спуститься и нивхам обо всем рассказать.

Вместе они вышли, и герой увидел, что они находятся на горе, которая была вблизи их селения. Ночь в пути переночевав, на следующий день в свое селение спустился. С тех пор люди знают: «Медведь — это горный человек»; у каждого человеческого рода есть свой род горных людей. Герой стал добычливым охотником, к нему медведи из двух родов спускались.»